Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение). Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или более баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
(1)... (2) И нередко при построении гидродинамических моделей Мирового океана они совершенно забывают о том, что океан заполнен водой – жидкостью отнюдь не идеальной. (3)Химики шутят: нет в природе вещества более грязного, чем чистая вода. (4)К тому же океан – это не только вода, это растворенные соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества, причем все компоненты находятся в сложнейшем взаимодействии. (5)Изучать эту многокомпонентную систему в целом океанологам трудно: она слишком сложна. (6)… забывать, что она вообще существует, или просто закрывать глаза на давно известные факты, как это иногда бывало, в связи с развернувшимися в последние годы исследованиями океана становится все труднее.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Вечером 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась страшная весть: на дуэли ранен Пушкин!.. (2)Этому не хотели верить, хотя муссировавшиеся в последние дни сплетни, исходившие от представителей определенных кругов и оскорблявшие честь поэта, честь его семьи, давали повод к рождению трагической развязки. (3)И вот преступление свершилось. (4)Близ столицы, около Черной речки, в сосновой роще в пять часов, когда сумерки только-только стали окутывать покрытую толстым слоем снега землю, а усилившийся ветер стал гнать белую пыль из снежинок, раздался роковой выстрел Дантеса. (5)Тяжело раненный, поэт упал лицом в снег... (6)В эти дни все, кому были дороги слава и величие России, жили одной мыслью, одной надеждой: лишь бы выжил! (7)Толпы людей стояли у дома поэта, бросаясь к каждому выходящему из подъездов с одним и тем же тревожным вопросом. (8)Две ночи в доме Пушкина не гас свет. (9)В одной из комнат находились друзья поэта – Жуковский, Вяземский, Даль... (10)29 января 1837 года по старому календарю в 2 часа 45 минут перестало биться его сердце... (11)В эти тяжелые часы корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов, которому судьба спустя несколько лет уготовила подобный конец, сочинял строки своего ставшего знаменитым стихотворения «На смерть поэта». (12)Из уст в уста передавались слова, полные горечи и гнева: Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести Поникнув гордой головой!.. (13)И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэли, один – защищая честь семьи, другой – свою. (14)С тех пор прошло более века. (15)Мы живем в другую эпоху. (16)Многое из прошлого кануло в Лету. (17)Не стало больше и дуэлей. (18)Но это не означает, что сегодня люди больше не должны беречь свое достоинство, поддерживать свою честь! (19)А порою, к сожалению, подобное случается. (20)... Пожилой писатель ехал в электричке домой, а рядом сидел человек, который без особых на то причин изощрялся в оскорблениях человечества вообще и двух сидящих напротив женщин в частности. (21)Писатель не выдержал и заявил, что, если хулиган немедленно не успокоится, он вынужден будет отвести его в милицию. (22) - Да бросьте, и охота вам была – говорит и пусть себе говорит, мы привыкли... – возразили женщины. (23) – И очень жаль, - грустно заметил писатель. (24) – Чего жаль-то? – переспросила одна из женщин. (25) – Вашего достоинства, раз вы к этому привыкли... (26) И писатель, в котором исповедуемые им моральные принципы выработали чуткую и неуступчивую гражданскую совесть, стал на защиту достоинства чести окружающих, то есть моральных ценностей, которые как бы стабилизируют добропорядочность личности, а тем самым общества в целом. (27)Благодаря выработанности в нас этих моральных качеств мы оказываемся в силах сохранить за собой нравственные позиции, четко видеть границу между добром и злом, между истиной и ложью, между сиюминутной утилитарной выгодой для себя и непреходящим истинным благом народа, общества, человечества. (28)Еще мыслители древнего мира аккумулировали в своих суждениях и выводах общечеловеческое стремление разобраться в основаниях, придающих позитивную значимость мотивам поведения и самим действиям, установить, какой жизнью и какими поступками завоевывается уважение людей и право быть человеком. (29)Герои великого певца Древней Греции Гомера вступили в войну, известную как Троянская, из-за оскорбления чести одного из своих товарищей; другая его героиня – Пенелопа, жена Одиссея, оберегала свое женское достоинство долгие годы разлуки с мужем. (30)О том, что у афинян было сильно развито чувство чести, говорил ученик Сократа Ксенофонт... (31)От эпохи к эпохе формировалась мысль о том, что истинная ценность человеческой жизни утверждается нравственными деяниями, что важнейшим атрибутом личности следует признать сознание собственного достоинства, умение беречь свою честь. (По Т.М. Джафарли)
А2. В каком предложении вместо слова доверчивый нужно употребить слово ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ?
В детстве я был очень ДОВЕРЧИВЫМ мальчиком.
Она пыталась говорить задушевным, ДОВЕРЧИВЫМ тоном, но голос был жестковатый и неискренний.
Костя так непритворно плакал, что ДОВЕРЧИВЫЙ, как малое дитя, Алексей Иванович опять поверил ему.
Лицо у нее ДОВЕРЧИВОЕ, с широко раскрытыми глазами, доброй улыбкой.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
пять килограммов риса
ляжьте
дальние деревни
свыше семисот пятидесяти тысяч
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Слушая классическую музыку,
нужен хороший концертный зал.
у меня зазвонил телефон.
постарайтесь не отвлекаться.
воспринимается звучание нескольких музыкальных инструментов.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Все, кто изучал историю славянской письменности, высоко оценивали деятельность ее основателей - ученых монахов Кирилла и Мефодия.
Аннотация к сборнику упражнений давала общее представление о его содержании и структуре.
Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.
На картине Борисова-Мусатова «Весна» хрупкая девушка смотрит вдаль, о чем-то задумавшись.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11. А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
Со школьной скамьи мы знаем, что свойства всех химических элементов и их соединений определяются положением элемента в системе Д.И. Менделеева.
Что может быть проще воды – два атома водорода соединены с атомом кислорода.
Трудно поверить в то, что нет вещества более необыкновенного, более удивительного и загадочного, чем обычная вода.
Специалисты по гидродинамике привыкли иметь дело с «идеальной» жидкостью.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11. А7. Какое из приведенных ниже выражений должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении текста?
В силу того, что
И тем не менее
Необходимо
Потому что
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11. А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
нет вещества (предложение 3)
все находятся (предложение 4)
изучать систему (предложение 5)
это бывало (предложение 6)
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11. А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста?
сложноподчиненное
сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
простое осложненное
сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11. А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРИЧЕМ (предложение 4)
союз
наречие
частица
местоимение
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11. А11. Какое слово употреблено в значении: «водный покров, окружающий материки и острова»?
жидкость (предложение 2)
океан (предложение 2)
вода (предложение 3)
вещество (предложение 4)
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Айвазовский обладал исключительно разносторо(1)им дарованием, в котором были счастливо сопряже(2)ы качества, соверше(3)о необходимые для художника-мариниста.
1, 2
2
3
2, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
загр..мировать, дин..мический, мет..орология
разд..лительный, к..смонавтика, зам..рла
тир..жировать, д..летант, мет..форический
нак..рмить, др..матург, усм..ренный
А14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?
увид..шься, реша..мый
забуд..шься, выпил..вший
удерж..шься, рекоменду..мый
спляш..шь, разбуж..нный
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е? А. преодол..вавший Б. милост..вый В. посме..ваться Г. замш..вый
А, Б, Г
Б, В
А, Г
А, В
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
(Не)смотря на сгущавшиеся на небе тучи, мы все-таки отправились на прогулку.
Рассмотрение этого дела еще (не)завершено.
(Не)объективный и пристрастный подход к делу мешает поиску истины.
Склоны оврага поросли (не)пролазным бурьяном и терном.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет под Петербургом действовала стекольная фабрика, ПРИ(ЧЕМ) станки для изготовления стекляруса и бисера проектировались самим Ломоносовым.
Замечательно (ПРИ)ЭТОМ, что ни одно дело, начатое Ломоносовым, БУДЬ(ТО) составление русской грамматики, физико-химические исследования, управление стекольной фабрикой или географические проекты, не делалось им против воли или просто равнодушно.
В воскресенье, а ТАК(ЖЕ) в праздничные дни Верди добирался пешком в родную деревушку, ЧТО(БЫ) играть на органе.
Творчество Верди относится (ПО)ПРЕИМУЩЕСТВУ к оперному жанру, в ТО(ЖЕ) время его перу принадлежит «Реквием», посвященный памяти писателя Мандзони.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: Луна осветила равнину ( ) и стала круто взбираться по звездному куполу неба.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.
1, 2, 4
2,3
1, 2, 3
1,3,4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дни июня (1) представьте (2) были невыносимо жаркие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Пушистая крона деревьев не потеряла упругости: листья молодых дубков (3) как будто (4) обмакнули в зеленый воск.
1,2,3,4
1, 2
3
1,3
А22. Укажите предложение, котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
Солнце клонилось к закату и садилось в пожаре пурпурного пламени и растопленного золота.
Широкие полотнища света туго натянулись между деревьями и легли на рыхлую от дождей землю.
На главной площади города обязательно возводились собор или ратуша.
Чистота и красота тонкость и нежность жасмина восхищают всех.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Содержание новгородских грамот разнообразно: здесь есть распоряжения, коммерческие записи, частные письма с забавными прибаутками.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чем говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Через сто лет (1) Петербург стал пышным городом (2) перед красотой (3) которого (4) померкла старая столица.
1,2
2
3, 4
2, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Еще издалека Сергей увидел группу ребят (1)и (2) лишь только он подошел поближе (3) от толпы отделился один паренек и с приветливой улыбкой направился к нему (4 )тогда как остальные не обратили на него никакого внимания.
1,2, 4
1,2,3,4
1,3
3,4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развертывания листвы деревьев.
Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу мотив простора и полета, который неразрывно связан с образом Катерины.
А27. Прочитайте текст. Сегодня известно около двух миллионов видов животных, и каждый год ученые открывают сотни и тысячи новых. Как не потеряться, не заблудиться среди этого множества форм, если сами зоологи не могут окончательно договориться даже о том, сколько типов беспозвоночных следует выделять, не говоря уже о более мелких группах? Для того чтобы определить место организма среди других, надо проследить эволюцию этого организма. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Для того чтобы определить место организма среди двух миллионов видов, надо проследить эволюцию этого организма.
Сегодня известно около двух миллионов видов животных, и каждый год ученые открывают сотни и тысячи новых.
Ученые-зоологи не могут окончательно решить, сколько типов беспозвоночных существует на планете.
Чтобы проследить эволюцию любого организма, необходимо определить его место среди других организмов.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. А28. Какая мысль противоречит содержанию текста?
Многое из прошлого кануло в Лету, и сегодня можно считать устаревшим такое понятие, как «честь».
Достоинство и честь – моральные ценности, которые стабилизируют добропорядочность личности, а тем самым и общества в целом.
Выработанные в людях моральные качества позволяют сохранять нравственные позиции, видеть грань между добром и злом, между истиной и ложью, между выгодой для себя и благом народа, общества, человечества в целом.
Мыслители древнего мира стремились установить, какой жизнью и какими поступками завоевывается уважение сограждан, право называться человеком.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 16-19?
описание
описание и повествование
рассуждение
повествование
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. А30. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм.
13
2
16
30
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. В1. Укажите способ образования слова ДОСТОИНСТВО (предложение 31).
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. В2. Из предложения 6 выпишите все частицы.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МНОГОЕ ИЗ ПРОШЛОГО (предложение 16).
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. В4. Среди предложений 1-10 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. В5. Среди предложений 26-31 найдите предложения, осложненные обособленным согласованным распространенным определением. Напишите номера этих предложений.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. В6. Среди предложений 20-27 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. В7. Среди предложений 13-19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. «Размышляя над понятиями «честь» и «достоинство», Т.М. Джафарли обращается к историческим фактам. Однако при этом он даже не пытается придерживаться ровного, бесстрастного тона. Авторское отношение передают _____ («трагическая развязка», «роковой выстрел», «тревожный вопрос»). Описывая случай в электричке, Т.М. Джафарли использует такое синтаксическое средство, как ____ (предложения 22-25), а помогает выразить отношение к поступку писателя такой прием, как ____ (в предложении 27). Автор не скрывает своей взволнованности, о чем свидетельствует ____ (предложение 18)». Список терминов: 1) метафоры 2) сравнения 3) эпитеты 4) диалог 5) индивидуально-авторские слова 6) восклицательное предложение 7) вводные конструкции 8) парцелляция 9) противопоставление